galchi (galchi) wrote,
galchi
galchi

Category:

Варвара Степанова


Фотопортрет В. Степановой работы А. Родченко

23 октября (5 ноября) 1894 года родилась Варвара Федоровна Степанова, амазонка русского авангарда, живописец и дизайнер, жена Александра Родченко.



1894 - 1958 гг.). В 1910-1913 гг. В. Ф. Степанова училась в Казанской художественной школе, где познакомилась со своим будущим мужем А. Родченко. Не окончив школу, В.Ф. Степанова уехала в Москву. С 1915 по 1917 годы работала бухгалтером и машинисткой на фабрике, попутно занимаясь живописью в студии К. Ф. Юона. Начало ее самостоятельного пути в искусстве совпало с революцией.
Степанова была самой молодой среди представителей русского авангарда, тем не менее она была очень заметна. В 1917 г. при участии Степановой и А. Родченко был создан профсоюз художников-живописцев (Левая федерация). В 1918 г. Степанова создала серию графических работ на основе беспредметных стихов для книг «Ртны хомле», «Зигра ар». Поиск синтеза звука и цвета привел ее к – абстрактным стихотворениям, размашисто написанным разноцветным буквам. В иллюстрациях к книгам «Ртны хомле» и «Зигра ар» (1918-1919) она соединила отмеченную темпераментом графику пятен и линий с жесткой фонетикой «заумной» поэзии. В своей живописной и графической серии "ФИГУРЫ", основанной на геометрических элементах беспредметного искусства, исследовала основные положения, схемы и повороты фигуры человека в динамике.





Участвовала в выставках авангарда, а также в выставке художников-беспредметников "5x5=25" (1921, Москва), где заявила о переходе к «производственному» искусству.
В 1922 году в духе конструктивизма оформила спектакль "Смерть Тарелкина" в театре Мейерхольда.

Она уделяла много внимания дизайну одежды - известна ее серия костюмов Спортодежда.



В 1924-1925 гг. являлась профессором на текстильном отделении ВХУТЕМАСа. В 1924 году вместе с Л. Поповой разрабатывала рисунки тканей для Первой ситценабивной фабрики в Москве, разработала более 150 орнаментов, около двадцати из них было напечатано на ситце, проектировала модели спортивной и повседневной одежды.

С 1924 г. работала в полиграфии, занимаясь и фотомонтажом – оформляла обложки книг и журналов «Советское кино», «Радиослушатель», «Красное студенчество», «За рубежом», «Книга и революция». Вводила систему модульной и акцидентной верстки в полиграфии. В 1925 г. работала над рекламными плакатами, тексты к которым писал В. Маяковский.

Степанова участвовала в выставках Декоративных искусств и художественной промышленности (1925, Париж), «Бытовой советский текстиль» (1928, Москва), выставке объединения «Октябрь» (1930, Москва) и др.
С 1935 в издательстве «Изогиз» она вместе с А. Родченко оформляла фотоальбомы, среди которых «10 лет Узбекистана», «Первая Конная», «Красная Армия», и более 10 тематических номеров журналов «СССР на стройке». В конце 30-х годов Степанова вернулась к живописи. В 1941-1943 гг. жила в эвакуации в городе Пермь, оформляла Окна ТАСС и выставки Гослитмузея. В послевоенные годы работала над фотоальбомами «Москва», «Московский метрополитен», оформлением журнала «Советская женщина».

использовались материалы http://www.web-gallery-1.com
http://www.ruthenia.ru



Subscribe

  • (no subject)

    . * * * Мне снится мама из того столетья, на снимках остающаяся там. И ветер хлещет понизовой плетью по мелекесским брошенным местам. Там что-то…

  • (no subject)

    . * * * Настало время возвращать долги: нам, не прося расписок, их давали. Ты, принимавший помощь, помоги! Ты звал — и вот теперь тебя…

  • Это нас не кусается

    . ... .Зверьки были с нами неразлучны. Они ели из наших тарелок и спали в нашей кровати. Главными из них были два Размахайчика. Размахайчик Зеленые…

Comments for this post were disabled by the author