27 августа, в день 120-летия со дня рождения Фаины Георгиевны Раневской (1896 – 1984), в Главном здании Театрального музея им. А.А. Бахрушина начнёт работу выставка «У меня хватило ума так глупо прожить жизнь». Жизнь и творчество той, которую знали и любили миллионы – незабываемой Раневской – представлена в фотографиях, плакатах, видеоматериалах, а также в рукописях, письмах, телеграммах из фондов Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Российского государственного архива литературы и искусства, где хранится архив актрисы, киноконцерна «Мосфильм», киностудии Ленфильм, Киностудия им. М.Горького, Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей РФ, Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда России. Вместе эти материалы показываются впервые.

Фигура Раневской полна противоречий, а жизнь – парадоксов. Как «неспособную», её в юности не приняли в театральное училище, а в 1992 г. Раневская, наряду с Нонной Мордюковой, вошла в десятку самых выдающихся актрис ХХ века по версии английской энциклопедии «Кто есть кто». В качестве псевдонима она выбрала фамилию героини пьесы «Вишнёвый сад», а всенародной любимицей стала благодаря эпизодическим ролям в кино. Знаменитая ироничность по отношению к себе и другим в ней сочеталась с поистине возвышенным состоянием души и способностью сострадать ближнему.
Выставка в Театральном музее им. А.А. Бахрушина показывает театральный путь актрисы длиною более чем в 65 лет: от дебюта в массовке в Дачном театре в Малаховке в 1915 г. до последних ролей в Театре им. Моссовета в начале 1980-х гг. /спектакли «Странная миссис Сэвидж», «Дальше – тишина», «Правда хорошо, а счастье лучше»/.
Фотогалерея и видеофрагменты ярчайших ролей, сыгранных в театре, дополнены легендарными киноработами Фаины Раневской. Их можно посмотреть в небольшом кинотеатре выставочного зала: это принёсший ей поистине всесоюзную славу «Подкидыш» /1939/, а также фильмы «Мечта» /1941/, «Родные берега» /1943/, «Весна» /1947/, «У них есть Родина» /1949/ и другие.
Ключевая часть выставки – портреты людей, много значивших в жизни актрисы. Каждый портрет сопровождает комментарий-цитата Фаины Георгиевны или личности на нём изображённой. Здесь друзья, знакомые, коллеги Раневской, вместе с ней творившие уникальную эпоху в отечественной культуре: Ольга Книппер-Чехова, Анна Ахматова, Николай Акимов, Алиса Коонен, Максимилиан Волошин, Борис Пастернак, Любовь Орлова, Ростислав Плятт, Ия Саввина, Аркадий. Райкин, Анатолий Эфрос, Юрий Завадский, Ольга Берггольц и многие другие. Здесь и те, кого Раневская называла своими кумирами и учителями: Александр Пушкин, Антон Чехов, Лев Толстой, Константин Станиславский, балерина Екатерина Гельцер, актёры Василий Качалов и Павла Вульф, режиссёры Михаил Ромм, Сергей Эйзенштейн, Александр Таиров. Всего таких портретов более 70.
«Горький говорил, что «талант – это вера в себя». А по-моему, талант – это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой, своими недостатками, чего я, кстати, никогда не встречала у посредственности», – писала Фаина Раневская. Её тексты с ролями, содержащие множество правок и ремарок – примеры скрупулёзной работы, долгого и требовательного поиска способа сделать образ живым и незабываемым для зрителя, можно также увидеть на выставке.
Выставка продлится до 2 октября 2016 г.
Отсюда

Фигура Раневской полна противоречий, а жизнь – парадоксов. Как «неспособную», её в юности не приняли в театральное училище, а в 1992 г. Раневская, наряду с Нонной Мордюковой, вошла в десятку самых выдающихся актрис ХХ века по версии английской энциклопедии «Кто есть кто». В качестве псевдонима она выбрала фамилию героини пьесы «Вишнёвый сад», а всенародной любимицей стала благодаря эпизодическим ролям в кино. Знаменитая ироничность по отношению к себе и другим в ней сочеталась с поистине возвышенным состоянием души и способностью сострадать ближнему.
Выставка в Театральном музее им. А.А. Бахрушина показывает театральный путь актрисы длиною более чем в 65 лет: от дебюта в массовке в Дачном театре в Малаховке в 1915 г. до последних ролей в Театре им. Моссовета в начале 1980-х гг. /спектакли «Странная миссис Сэвидж», «Дальше – тишина», «Правда хорошо, а счастье лучше»/.
Фотогалерея и видеофрагменты ярчайших ролей, сыгранных в театре, дополнены легендарными киноработами Фаины Раневской. Их можно посмотреть в небольшом кинотеатре выставочного зала: это принёсший ей поистине всесоюзную славу «Подкидыш» /1939/, а также фильмы «Мечта» /1941/, «Родные берега» /1943/, «Весна» /1947/, «У них есть Родина» /1949/ и другие.
Ключевая часть выставки – портреты людей, много значивших в жизни актрисы. Каждый портрет сопровождает комментарий-цитата Фаины Георгиевны или личности на нём изображённой. Здесь друзья, знакомые, коллеги Раневской, вместе с ней творившие уникальную эпоху в отечественной культуре: Ольга Книппер-Чехова, Анна Ахматова, Николай Акимов, Алиса Коонен, Максимилиан Волошин, Борис Пастернак, Любовь Орлова, Ростислав Плятт, Ия Саввина, Аркадий. Райкин, Анатолий Эфрос, Юрий Завадский, Ольга Берггольц и многие другие. Здесь и те, кого Раневская называла своими кумирами и учителями: Александр Пушкин, Антон Чехов, Лев Толстой, Константин Станиславский, балерина Екатерина Гельцер, актёры Василий Качалов и Павла Вульф, режиссёры Михаил Ромм, Сергей Эйзенштейн, Александр Таиров. Всего таких портретов более 70.
«Горький говорил, что «талант – это вера в себя». А по-моему, талант – это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой, своими недостатками, чего я, кстати, никогда не встречала у посредственности», – писала Фаина Раневская. Её тексты с ролями, содержащие множество правок и ремарок – примеры скрупулёзной работы, долгого и требовательного поиска способа сделать образ живым и незабываемым для зрителя, можно также увидеть на выставке.
Выставка продлится до 2 октября 2016 г.
Отсюда