Тогда третий метальщик, забыв, что у него под мышкой бомба в виде портфеля, бросился помогать усаживать царя в сани…
Сам он никогда не берег себя. Александр Второй был человеком большого личного мужества и отваги. Воспитанный своим рыцарственным отцом, он и сам был рыцарем на троне. Мы сейчас уже почти не помним о том, что он, единственный из русских царей, был награжден орденом Св. Георгия 4 степени за боевые заслуги. Государь Николай Павлович, поощрявший в наследнике «души прекрасные порывы», не мог устоять перед горячей просьбой сына: отправиться к театру военных действий – на Кавказ. Как было отказать цесаревичу? Ему предстоит властвовать, решать вопросы войны и мира, посылать людей на смерть или спасать им жизнь, он должен знать, что такое война. Так думали тогда.
Конечно, поездке был придан парадный вид, конечно, наследника престола никто не собирался ставить в цепь, чтобы он добывал славу со штыком наперевес, конечно, будут охранять… Но начальство затрепетало в тихом ужасе: ведь пуля-то – дура, поди ей втолкуй, кто здесь царский сын, неприятель рядом, далеко ли до греха? А цесаревич молод, горяч, рвется в бой, не допустишь – еще обидится, а станет царем – вспомнит. Да и звание генеральское уже имеет, попробуй ему прикажи. Вот и держали на почетном месте: в резерве да в засаде, тыл прикрывать. Все при деле.
Только кто ищет – тот найдет. И под крепостью Ачхой Александр бросается на отряд чеченцев, не предупредив конвой. Поступок дерзкий, безрассудный, могли и убить ненароком. Но неприятель разбит и бежал, победа наша, а наместник Кавказа граф Воронцов, перекрестившись, садится писать реляцию в столицу. В Петербурге венценосному отцу доложили как надо о подвигах сыночка, и последовал грозный приказ: наследнику вернуться!
Современники говорили: Александр Второй никогда не рвался к великим преобразованиям, он стал «реформатором поневоле». Так было надо. И кто знает, когда требовалось больше мужества: под чеченскими пулями или в тиши кабинетов Зимнего дворца, выслушивая ропот близких и друзей, смиряя негодование аристократии и уж совсем нежданно столкнувшись с ненавистью тех, кто должен бы первым рукоплескать царскому либерализму – всех радетелей о народном благе. В самом деле, почему смертный приговор был вынесен монарху, который при жизни был назван Освободителем? Кто из царей больше, чем он, сделал для торжества свободы?
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-44639/